Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЯ + страница 2 * ВИКТОРИНА
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ВИДЕО * ФОРУМ

Лучко Клара_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1948 Молодая гвардия
1948 Три встречи
1948 Родина капитана
1949 Кубанские казаки
1950 Донецкие шахтеры
1952 Возвращение Василия Бортников
1953 Вихри враждебные
1954 Большая семья
1955 Двенадцатая ночь
1957 Рядом с нами
1958 Красные листья
1959 В твоих руках жизнь
1959 Снежная сказка
1962 На семи ветрах
1963 Мелодии Дунаевского
1964 Государственный преступник
1965 Год как жизнь
1966 Дядюшкин сон
1966 Заблудший
1969 Похищение
1970 Море в огне
1970 Опекун
1970 Ференц Лист
1973 Дача
1973 Подзорная Труба
1974 Гнев
1975 Там, за горизонтом
1977 Корень жизни
1979 С любимыми не расставайтесь
1979 Цыган
1980 Ларец Марии Медичи
1981 Бедная Маша
1981 Карнавал
1981 Мы, нижеподписавшиеся
1982 Профессия - следователь
1983 Найди на счастье подкову
1983 Тревожное воскресенье
1984 Прежде, чем расстаться
1985 Возвращение Будулая
1985 Жил отважный капитан
1985 Непохожая
1985 Тетя Маруся
1987 Ваш специальный корреспондент
1987 Про любовь, дружбу и судьбу
1988 Однажды в декабре
1990 Войди в каждый дом
1991 Игра в смерть, или посторонний
1992 Виновата ли я - актриса, автор сценария
1992 Глаза
1994 Притча про светлицу
2005 Парк советского периода

ЛУЧКО
Клара Степановна

01.07.1925, село Чутово Полтавской области, Украина – 26.03.2005, Москва

Народная артистка СССР (1985)
Кавалер Ордена «Знак Почета» (1950)
Лауреат Сталинской премии (1951, за роль Даши Шелест в фильме «Кубанские казаки»)
Обладатель диплома «Человек года» (1965)
Лауреат титула «Женщина мира» (1996, США)
Лауреат титула «Женщина тысячелетия» (2000, Великобритания)

Детство

Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. Отец Клары Лучко, Степан Григорьевич, человек мягкий и интеллигентный от природы, работал директором совхоза села Яковцы под Полтавой. Мама, Лучко Анна Ивановна, трудолюбивая, умная, волевая женщина, председательствовала в колхозе другого района. Клару (названную так в честь знаменитой революционерки Клары Цеткин) воспитывала неграмотная баба Киля, ее тетя.

Вскоре Степан Григорьевич поступил в пединститут, и семья Лучко переехала в Полтаву. Клара росла робкой и замкнутой девочкой. К тому же из-за высокого роста и нескладной фигуры в школе ее дразнили «жирафой». А ей, как и любой девчонке, так хотелось нравиться мальчишкам!

В 6-м классе Клара влюбилась в красавца-девятиклассника. Для того чтобы привлечь его внимание, она даже прыгнула с парашютом с вышки, но на парня это впечатления не произвело. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полета», - признавалась Клара Степановна.

В 1941 году Клара Лучко закончила седьмой класс, а меньше месяца спустя грянула Великая Отечественная война. Семью Лучко эвакуировали в Казахстан. Здесь, в городе Джамбуле Клара закончила десятилетку. Надо было определяться с профессией…

Клара с детства была безумно влюблена в кино. В школе она занималась в театральном кружке и мечтала в будущем стать актрисой, такой, как ее кумир Тамара Макарова. Из газеты Клара узнала, что Сергей Апполинариевич Герасимов набирает в Алма-Ате актерский класс. Родители Клары были категорически против выбора такой профессии. Им хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом. Но тихая и послушная Клара, вдруг с твердостью заявила, что обязательно будет актрисой, и родителям пришлось смириться…

ВГИК

Несмотря на большой конкурс, Клара с успехом сдала экзамены и была принята во ВГИК, в мастерскую В. Бибикова и О. Пыжовой. Вскоре ВГИКу разрешили вернуться в Москву, и Клара продолжила там обучение на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Да, да, той самой Макаровой, пред которой Клара Лучко всегда преклонялась!

Долгое время Клара Лучко не могла по-настоящему раскрыться. Она не числилась не среди «одаренных», ни среди «талантливых». Но педагоги верили в ученицу. Тамара Федоровна как-то сравнила Клару Лучко с петунией. Клара Степановна вспоминала: «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунию. И вижу - чахлый, засохший, несчастный бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли. Я поняла, что мой педагог говорила о моем характере…»

Клару Лучко, как актрису, уже в годы учебы стали привлекать сложные, психологические характеры, для которых требовались яркие, насыщенные краски. И впоследствии ей немало довелось играть именно такие роли. Однако диплом она получила с такой рекомендацией: «Лучко - тургеневская героиня, ей подойдут лирические классические роли…»

Дебют в кино

Однако дипломная роль Клары Лучко была совсем далека от тургеневских героинь. В 1948 году в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» она сыграла тетушку Марину. Утверждая свою ученицу на эту роль, Герасимов сказал ей: «Поскольку ты украинка, я тебе полностью доверяю - полопочи в фильме на своем».

Как признавалась Клара Лучко, это было «ее, родное», и поэтому она так легко вошла в образ. Ее ласковая, нежная Мария - в украинской вышитой сорочке стала как бы олицетворением самой Украины. И не случайно, что за эту работу начинающая актриса получила отличную оценку.

Вслед за своей первой картиной Клара Лучко снялась в фильмах «Три встречи» и «Родина капитана». Фильмы были откровенно неудачными, что очень разочаровало молодую актрису. Она даже задумалась об уходе из кино, но тут ей подвернулся счастливый случай…

Пробы на роль Даши Шелест

После окончания ВГИКа Клару Лучко пригласили работать в Театр киноактера. В то время Театр киноактера был очень популярен в Москве, и это не случайно. Спектакли на его сцене ставили известные режиссеры, а играли в них многие звезды отечественного кино, когда были свободны от съемок.

Однажды в театре появилось объявление о том, что Иван Александрович Пырьев будет читать новый сценарий – музыкальной комедии «Веселая ярмарка». Клара Лучко вместе с другими актерами пришла на читку, где ее и заметил режиссер. Вскоре ее пригласили на фотопробы.

В студию Клара пришла с большой неохотой. Она была уверена, что главных ролей ей не предложат, а сниматься в массовке она категорически не хотела. О том, что было дальше, рассказывает сама актриса:

«Когда я пришла, уже и костюмы все разобрали. Гримерша сказала, что положено две косы, а у нее осталась только одна.
– Ну, какая разница, – говорю я. – Я платочек сверху повяжу, и не будет видно, есть у меня коса или нет.
Вдруг в гримерную входит ассистент режиссера Арто и говорит:
– Лучко – к Пырьеву... Пойдемте.
Меня привели к Пырьеву. Он посмотрел на меня и обратился к Арто:
– Надо орденочки ей какие-то надеть. – И тут же мне: – А ну-ка сними платок...
Я снимаю.
– Что это такое? Почему у тебя одна коса? Что за небрежность?
– Иван Александрович, – робко говорю я, – никто не виноват. Другой косы у гримеров не было. Ну какая разница... Я платок повязала...
– Нет-нет. Тебе надо две косы...
Арто получил нагоняй. Гримерша тоже.
– Из-за тебя нам попало, – сказали они с обидой.
Но я-то при чем...
Арто повел меня в фотоцех. Фотограф командует:
– Смотри вправо, голову влево, повернись сюда...
И вот я сижу в такой позе – с кривой шеей, с куда-то заведенными глазами, а в это время открывается дверь и стремительно входит Пырьев.
– Ты чего так сидишь?
Схватил меня за голову, резко повернул. И фотографу:
– Ты вот так ее снимай. Мне просто надо снять. Просто... Понял?
Я думаю: боже мой, действительно он такой, как о нем говорят. Если вдруг меня утвердят, то, как я буду сниматься у него? Нет, я не смогу. Я крика и грубого отношения никогда не терпела».

Спустя некоторое время Пырьев пригласил ее на кинопробы на роль молодой колхозницы Даши Шелест. Снималась она в паре с Владленом Давыдовым. Пробы были удачными, и Лучко утвердили на роль. Эту весть сообщил молодой актрисе знаменитый режиссер Александр Довженко, добавив: «Поздравляю и желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино». Он оказался прав.

«Кубанские казаки»

Для картины «Веселая ярмарка» Пырьев собрал великолепный актерский ансамбль. В фильме снимались: Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владлен Давыдов, Владимир Володин, Борис Андреев и другие звезды отечественного кино. Не удивительно, что Клара Лучко была просто счастлива оказаться в такой компании. К тому же, Пырьев, о котором все говорили, как о диктаторе, оказался очень чутким человеком и хорошим психологом. Клара Степановна вспоминала: «Если я что-то не так делала, он как будто кому-то выговаривал, но я сразу все понимала».

Картину снимали в совхозе-миллионере «Кубань». В ту пору это было известное на всю страну хозяйство. В совхозе как раз начиналась страда, и Пырьев, для того чтобы актеры лучше прочувствовали колхозную жизнь, заставил всех трудиться. Актерам довелось работать на комбайне, сгребать зерно на току. И это еще больше воодушевляло коллектив. Клара Лучко вспоминала: «Прекрасная природа Кубани: тополя, степь, воздух, пахнущий полынью, быстрая, с водоворотами река Кубань – это все казалось мне ну просто сказкой... <...> Я помню, что просыпалась каждое утро и думала: я счастлива... И это состояние не покидало меня на протяжении всей картины...»

Готовую картину привезли на просмотр Сталину. Руководителю страны она очень понравилась, но он посоветовал ее переименовать в «Кубанские казаки». Под таким названием картина и вышла в прокат, мгновенно завоевав любовь миллионов зрителей.

Фильм «Кубанские казаки» буквально перевернул жизнь Клары Лучко. В одно мгновение никому неизвестная молоденькая актриса превратилась в лауреата Государственной премии и стала звездой всесоюзного масштаба. На нее просто обрушился целый шквал восторженных писем. Зная, что она не замужем, многочисленные ее почитатели предлагали ей руку и сердце.

Особенно боготворили Клару Степановну на Кубани, где актрисе присвоили звание почетной казачки. А в городе Курганинске ей даже поставили памятник. Памятник представляет собой сноп пшеницы, обвитый кинолентой, на которой написано: «Стела в честь великой актрисы Клары Степановны Лучко»…

Первый брак

Фильм «Кубанские казаки» изменил жизнь Клары Лучко не только в профессиональном плане. На съемках она встретила свою любовь в лице актера Сергея Лукьянова. В картине Лукьянов играл главную роль - Гордея Ворона. Рассказывают, что когда он впервые увидел в гримерке Клару Лучко, он воскликнул: «Я пропал!» Через год после выхода «Кубанских казаков» на экраны, они поженились, а в 1957 году у супругов родилась дочь Оксана.

Вместе Лукьянов и Лучко прожили пятнадцать лет. Их брак оборвала ранняя смерть Сергея Владимировича. У него было больное сердце, и в самом расцвете своего таланта (в возрасте 54 лет) он ушел из жизни.

Международный успех

После «Кубанских казаков» Клара Лучко стала очень востребованной в кино. В 1952 году она вместе со своим мужем Сергеем Лукьяновым снялась в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». Именно с этим фильмом актриса поехала на Каннский кинофестиваль, где произвела настоящий фурор. По поводу ее румянца журналисты даже заключили пари – естественный он или результат макияжа. А великие Пабло Пикассо и Фернан Леже были в восторге от удивительной красавицы, «похожей на свежую розу».

В 1955 году режиссер Ян Фрид неожиданно для всех пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли (!) – Виолу, ее брата близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссера вызвал всеобщее недоумение – как Лучко с ее украинским акцентом будет играть Шекспира?! Однако Ян Фрид остался непреклонен.

Перед Лучко стояла непростая задача. У всего мира в памяти еще была «Двенадцатая ночь» с великой Вивьен Ли. Но Лучко не побоялась и взялась за роли с огромным энтузиазмом. Отказавшись от дублеров, она упорно училась фехтованию и верховой езде. Роли в «Двенадцатой ночи» были буквально выстраданы актрисой. На съемках ей порой казалось, что у нее не получается очередная сцена, и она украдкой за декорациями плакала. Но после этого она вновь возвращалась на площадку и с упорством продолжала работу.

После окончания съемок Клара Лучко вместе с картиной отправилась на Эдинбургский фестиваль. На родине Шекспира ее ждал огромный успех. Картина получила великолепные рецензии, и в первую очередь отмечалась игра Клары Лучко. Спустя 45 лет, в 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. И выбор пал на нашу актрису! Кларе Лучко прислали сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьезно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет».

1955-1965 годы

Если до «Двенадцатой ночи» все считали, что Клара Лучко может играть лишь роли колхозниц, то после этой картины к ней приклеилось клише классической актрисы. При утверждении ей доводилось слышать: «Она в классике снимается, какая из нее колхозница!» Клара Лучко и на этот раз быстро сломала все стереотипы, доказав, что ей под силу самые разнообразные персонажи.

Уже в 1957 году она сыграла сложную драматическую роль в киноповести Адольфа Бергункера «Рядом с нами». Вместе с Лучко в главных ролях снялись выдающиеся актеры Леонид Быков и Иннокентий Смоктуновский. Затем актриса появилась в характерной роли певицы кабаре в историко-приключенческом фильме Владимира Саблина «Красные листья». Причем первоначально планировалось, что эту роль сыграет профессиональная оперная певица, а Лучко предлагали одну из главных ролей - Стасю. Но актрисе неинтересно было повторяться…

В конце 50-х – начале 60-х годов Клара Лучко снялась в картине Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая «Снежная сказка», фильмах Николая Розанцева «В твоих руках жизнь» и «Государственный преступник», военном киноромане Станислава Ростоцкого «На семи ветрах»… И в каждом фильме ее героини выглядели очень органично.

Работу в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера. Жизнь актрисы и в профессиональном и в личном плане складывалась просто замечательно…

1965 – 1978 годы

В середине 60-х в семье Клары Лучко произошла трагедия - скончался муж. Блестящий актер Сергей Лукьянов умер от инфаркта прямо на сцене. Наступило одиночество.

К этому прибавилась неопределенность в актерских делах. Кларе Лучко пришлось пережить период перехода на возрастные роли – период для многих актрис становившийся роковым. Некогда популярную актрису стали реже приглашать на съемки. Но Лучко не отчаивалась. Она по-прежнему настойчиво продолжала работу в Театре киноактера, откликалась на любые предложения в кино…

Постепенно Клара Лучко вернула утраченные позиции в кинематографе. В 70-е годы она с успехом снялась в комедиях «Опекун», исторической драме «Гнев» и других картинах. Кинематограф заново открывал зрителям актрису, которая представала мудрым мастером, которому есть что сказать публике.

Все образовалось и в личной жизни. Спустя восемь лет после смерти Сергея Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего второго мужа – известного писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева.

«Цыган»

Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноименному роману Анатолия Калинина. Когда решался вопрос о главной героине, автор твердо заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко». До этого Калинин видел актрису в Театре киноактера в спектакле по его книге «Суровое поле», и она ему очень понравилась. Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о ее возрасте.

На главную мужскую роль – цыгана Будулая – пробовались многие актеры. Среди претендентов был даже знаменитый Армен Джигарханян. Но Джигарханян не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили. И тогда Клара Лучко вспомнила про молдавского актера Михая Волонтира, с которым она снималась в 1977 году в драме «Корень жизни»…

Едва выйдя на экраны, сериал мгновенно стал необыкновенно популярным. На Клару Лучко, как и во времена «Кубанских казаков», обрушилась лавина писем. Она вспоминала: «Зрительницы рассказывали мне, а вернее, моей героине, что у них не сложилась жизнь, что, увидев судьбу Клавдии, поняли, что они где-то были не правы, что нужно быть мудрее, ждать, верить, а они нетерпеливы. Наверное, фильм стоило делать хотя бы потому, что он заставлял людей задумываться над своей жизнью».

Спустя шесть лет на экраны вышло продолжение сериала - «Возвращение Будулая», имевшее не меньший успех, чем его первая часть.

Последние годы

Клара Лучко активно снималась в кино до середины 90-х. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему продолжала оставаться на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стариться. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет.

В 2002 году Клара Степановна выпустила книгу «Виновата ли я…» (по сценарию одноименного фильма, поставленному десять лет назад в 1992 году), а в начале 2005 года выпустила календарь, рассчитанный на три года вперед, со своими фотографиями в кино.

Каждый день Лучко был расписан по минутам. Незадолго до смерти она закончила съемки в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода», своеобразном ремейке «Кубанских казаков». Правда, роль озвучить не успела. «Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко, - категорически заявил режиссер. - Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос именно этой великой актрисы».

Умерла Клара Лучко субботним утром 26 марта 2005 года.

Дочь Клары Оксана Лукьянова работает журналистом. Она долго жила с супругом в Канаде, потом с сыном вернулась в Москву.

Igor BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2002;
Биография Клары Лучко http://www.biograph.comstar.ru;
Марина Чернова, «Светлая Клара» http://premier.region35.ru;
«Женщина тысячелетия, или Воспоминания о Кларе» http://www.roscherk.ru;
«Невиноватая» Клара Лучко» http://www.natali.ua;
Александр Щуплов, «Клара Лучко: Побежать босиком по весенним лужам!» («Российская газета» от 31.03.2005 http://www.rg.ru);
«Лучезарная актриса» http://www.tvkultura.ru;
Елена Бурцева, «Меня дразнили жирафой» («АиФ Суперзвёзды» № 06 от 16.03.2004, http://aif.ru);
«Как казачка кубанская весь мир покорила» http://www.komok.ru;
Александр Зотов, «Такой мы ее запомнили…» http://www.pravda.ru;
Фото из газеты «Аргументы и факты»

Rambler's Top100

Цена на проектирование домов из бруса, цена клееный брус kleenyj-brus.wood-style.ru.
Оцените, пожалуйста, материал:
10 голосов, 4.9 из 5 (98% рейтинг)

Реклама:

Копирование материалов сайта возможно только с письменного согласия администрации сайта при условии установки активной прямой гиперссылки.