Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Музыкальный фильм-спектакль "Белая акация"

Режиссеры: Владимир Иванов, Валерий Бунин
Россия. 2008 г. 2 серии

Белая акация Фильм-спектакль "Белая акация" экранизация одноимённой оперетты Исаака Дунаевского по пьесе Владимира Масса и Михаила Червинского. Поставлен режиссерами Владимиром Ивановым и Валерием Буниным в Театре им.Вахтангова. Легкая, музыкальная атмосфера переносит зрителя в 50-е годы двадцатого столетия. Перед нами всплывают картинки цветущей майской Одессы, Черного моря и даже Индийского океана...

В центре повествования - одесская девушка Тоня Чумакова, с хорошо поставленным сопрано и перспективой стать радисткой на китобойном судне «Салют 8». Она тайно влюблена в капитана-гарпунера Куприянова. А тем временем его невеста Лариса Штепенко, пока жених в дальнем плавании, не прочь погулять в Аркадии со спекулянтом Яковом Наконечниковым по прозвищу Буксир...

Главные герои:
Тоня Чумакова (Ольга Немогай), племянница Петра Чумакова
Петр Тимофеевич Чумаков (Владимир Бельдиян), гарпунер-наставник китобойной флотилии "Салют"
Ольга Ивановна (Лаура Кеосаян), жена Петра Чумакова
Константин Алексеевич Куприянов (Александр Константинов), капитан-гарпунер китобойца "Салют 8"
Лариса Штепенко (Ольга Ефремова), молодая девушка
Яков Федорович Наконечников (Артур Иванов), по прозвищу "Буксир", кладовщик
Катя (Мария Бердинских), подруга Тони
Серафима Степановна Кораблева (Мария Сластнёнкова), буфетчица на базе китобойной флотилии "Салют"
Гриша (Леонид Бичевин), оператор
Сергей Сергеевич Кораблев (Валерий Ушаков), театральный парикмахер, муж буфетчицы

Другие персонажи:

Моргунов (Роман Полянский), звукотехник
Леша Великанов (Антон Шурцов), молодой моряк флотилии
Саша Лопатенко (Иван Пачин), молодой моряк флотилии
морячка (Вероника Агапова)
одесситка (Анна Антонова)
Апп (Дмитрий Добров), кинорежиссер

морячка (Варвара Иванова)
одессит (Денис Куликов)
морячка (Екатерина Крамзина)
одессит (Кирилл Рубцов)
морячка (Александра Прокофьева)
одессит (Дмитрий Соломыкин)

Китобои под акацией

Советская оперетта «Белая акация» в Театре имени Вахтангова по вполне понятным причинам привлечет внимание зрителей среднего и старшего возраста. Но молодежи тоже стоит посмотреть эту смесь любви с иронией: по крайней мере, внуки увидят, как отцы и деды осмысляют свою молодость.

Белая акацияИсаак Дунаевский написал «Белую акацию» в начале 50-х, отрабатывая обязательную для советских творцов производственную тему. Ему дали либретто о китобойной флотилии, базирующейся в Одессе. Но великий песенник превратил потенциально унылые обстоятельства в развлекательный праздник сродни голливудским мюзиклам. Слава богу, никто крамолы не заметил, потому что Дуня (так называли композитора близкие люди) отлично замаскировался, сочинив на патриотические тексты славные мелодии. Впрочем, либреттисты тоже помогли. Они, конечно, внесли массу правильных речей, но одновременно построили действие на общечеловеческих парадигмах. Никаких трудовых подвигов в оперетте нет. «Белая акация» – не хроника перевыполнения планов и перевоспитания тунеядцев, но история о любви и счастье. И еще до посещения театра было ясно: чтобы этот водевиль пригодился в наши дни, постановщик обязательно дистанцируется от пафоса.

На спектакле вспоминался старый одесский анекдот. Подрядилась бригада покрасить пароход. Приходит комиссия принимать работу и видит: один борт сияет свежей краской, а второй, как прежде, облуплен. На негодующие вопросы работяги отвечают: сделали согласно договору, в нем так и сказано: «Бригада маляров, с одной стороны, и пароходство, с другой стороны…»

Именно так смотрит на «Белую акацию» режиссер Владимир Иванов. Он остроумно вводит зрителей в действие: направляет прожектор на запыленный советский герб, вылепленный над сценой. Время и место, а значит, ментальные особенности спектакля заданы публике сразу. С этим покончено. Дальше можно веселиться. Свет перемещается на занавес, за которым открывается условная приморская улица Одессы – выстиранное белье на веревках во дворе, брошенный кем-то велосипед, ослепительно синее небо. Все под звук прибоя, пароходные гудки и крики чаек. Из-за кулис собирается советская толпа: матросы в бескозырках, заполошные домохозяйки, очкарики-шахматисты, дети, рисующие мелом. И главные герои оперетты, разумеется: щеголяющий накладным животом и нафабренными усами мастер-наставник китобойной флотилии «Салют», его племянница Тося – существо в косичках, убийственно положительный капитан-гарпунер, по которому племянница сохнет, невеста капитана, местная шалава Лора, и обильная бюстом корабельная буфетчица с мужем – театральным парикмахером в красном «артистическом» берете. Сценограф Максим Обрезков хоть и молод, но хорошо чувствует типажи советского времени. Одна восточная женщина с золотыми зубами дорогого стоит.

Режиссер применил простой прием, который стопроцентно сработал: вложил реплики от авторов в уста персонажей. То есть выходит жена мастера-наставника и прежде положенного крика «Тоська! Сходи к соседям!» жеманно сообщает о себе: «Появляется Ольга Ивановна». Иванов убил двух зайцев: отстранил «совок» и обыграл традицию Вахтангова – отстранять сюжет вообще, как в легендарной «Турандот». А зрители смеются. Им дадут много поводов для смеха: конфеты «Тузик» местного производства, которые с энтузиазмом потребляют герои, Нептун, которого утверждали на партбюро, реплика «что ты стоишь, как памятник дюку Ришелье?». И сатирический персонаж Яков Наконечников, смачно играющий в джентльмена, а на деле – ворюга и жлоб, простудившийся на экваторе, потому что от жары и безделья залез в рефрижератор.

Иронические намеки тоже срабатывают.

Белая акацияКапитан, носящий свою мужественность, как мундир, «серьезно» поет выходную арию, словно Иосиф Кобзон на концерте в честь 60-летия Октября. Крошечный персонаж по имени Катя имитирует Надежду Румянцеву в фильме «Неподдающиеся». Хор моряков выводит рулады, как военный ансамбль песни и пляски имени Александрова. А стайка девиц на корабле, кривя рты, злобно выплевывает в зал феминистский припев «каким ты был, таким ты и остался», взятый напрокат из фильма «Кубанские казаки».

Ансамбль вчерашних студентов (спектакль был прежде поставлен как дипломная работа выпускников Театрального института имени Щукина) играет китобоев под акацией с таким энтузиазмом, словно эти мальчики и девочки все еще сдают экзамен по мастерству.

Режиссер поставил перед студентами профессиональную задачу – сыграть в оперетту, в опереточную манеру петь и представлять.

Молодежь столь внятно выполнила указания, что дипломный спектакль был включен в репертуар Театра Вахтангова. А что вокала кому-то не хватает – не страшно. Они успешно маскируют слабые места речитативами, воодушевлением и репликой «в Одессе у всех есть голос – такой климат». И вообще, вспомните о термине «поющий актер». А прежде чем критиковать, станцуйте матросское «Яблочко». Трудно, правда? Но исполнители «Белой акации» выучились.

Конечно, снобам от «серьезного» искусства эта постановка противопоказана. Так это нормально. Как справедливо замечено в оперетте про китобоев, «одни любят море, а другие – моряков». По-моему, в «Белой акации» ничуть не больше отрыва от действительности, чем во всенародно любимом сериале про улицы разбитых фонарей. Знают же все, что такой милиции не существует в природе, но смотрят, как пришитые. Потому что взрослым сказки нужны не меньше, чем детям. А может, и больше.

Майя Крылова, Газета.Ru, 15 октября 2008 года

Как говорят в Одессе…

Вахтанговцы предложили зрителям на один вечер вернуться в Советский Союз

Белая акацияВ воскресенье в Театре Вахтангова состоялась премьера музыкальной комедии «Белая акация», поставленной на музыку Исаака Дунаевского. Молодые артисты сыграли ее как советскую оперетту – с танцами, песнями про Одессу и экспромтами. «Белую акацию» репетировали долго: сначала это был дипломный спектакль выпускников Щукинского училища (курс Владимира Иванова), но после целого ряда доработок его включили в репертуар Театра Вахтангова. Таким образом, дипломный спектакль стал репертуарным, что в театральном мире – редкость.

Красный луч прожектора освещает герб советской страны, который полвека назад был отлит из гипса и установлен над сценой театра. Постепенно луч ползет вниз, падает на занавес, тот открывается и перед нами – одесский двор начала пятидесятых годов. На длинных веревках сушится белье, садовая ограда увита плющом, дети пишут мелом на стене: «Белая акация». И звучит оптимистическая музыка Дунаевского.

С первых минут возникает ощущение, будто мы попали в музыкальный театр времен СССР. Режиссер спектакля Владимир Иванов не стал резко перекраивать сюжет «Белой акации»: все герои столь же искренне воспевают жизнь советской страны, как делали это артисты полвека назад. Разница только одна: в старую эпоху театр носил идеологическую функцию, а теперь – развлекательную. Следовательно, все, что происходит на сцене, – своего рода шарж. Театр смеется над самим собой: дескать, смотрите, как эту пьесу играли раньше.

Белая акацияИ правда, советскую классику без иронии смотреть нельзя. Капитан китобойного судна Костя возвращается в одесский порт. В порту его ждет девушка и друзья. Но Костя смотрит на них холодновато, поскольку все его мысли о море. Он благородно поправляет свою капитанскую фуражку и, глядя в морскую даль, говорит: «Живет во мне вера в людей наших, которые никогда не подведут. С ними можно идти в океан, это – герои нашей страны». На премьере подобные реплики были встречены аплодисментами, поскольку зрители усмотрели в них тонко сделанную пародию на советское искусство. При этом молодые артисты не подыгрывали публике и не ударялись в пошлость: характер каждого персонажа тщательно выстроен. Перед нами классический набор опереточных героев. Хамоватый кладовщик Яшка, ранимый эстет Кораблев, интриганка-буфетчица Сима, вездесущий кинооператор, горластая Ольга Ивановна и так далее. Их объединяет любовь, интриги, Одесса и море. Как показывает практика, молодые артисты не всегда справляются с возрастными ролями. Но спектакль Владимира Иванова стал редким исключением. Например, капитан Костя в исполнении Александра Константинова на вид кажется 40-летним борцом за советскую идею с характерной тяжелой походкой, сдержанной мимикой и сосредоточенным лицом. А седой наставник китобойной флотилии Петр Чумаков (в исполнении Владимира Бельдияна) – ветераном рыболовного дела с хитрым прищуром и сильной волей. Трудно представить, что все артисты в этом спектакле одного возраста.

В программке сообщается, что Владимир Иванов не вносил коренных изменений в либретто Масса и Червинского. Однако во время спектакля становится понятно, что изменения все-таки есть. Например, режиссер насытил постановку советскими песнями тридцатых–шестидесятых годов, а под занавес добавил «Каким ты был, таким остался» из «Кубанских казаков», танец «Яблочко» и марш советского цирка. Но сделано это для того, чтобы обойти подводные рифы: все же вокальные данные артистов не настолько идеальны, чтобы исполнить некоторые номера из «Белой акации». Например, сложная «Песня о белой акации» исполняется как бы в шутку, когда Тоня (Ольга Немогай) во дворе демонстрирует ребятам свое вокальное мастерство.

Отметим также, что как танцевальные, так и вокальные номера в «Белой акации» блестяще отрепетированы. Чувствуется, что работа над спектаклем продолжалась долго. Наверное, поэтому он и создает ощущение праздника. Кстати, праздника от спектаклей, насыщения их гротеском требовал и основатель этого театра – Евгений Вахтангов в начале ХХ века. А позже эту традицию продолжали и Рубен Симонов, и Борис Захава, и Борис Щукин, и Леонид Шихматов, а в новое время – Ульянов, Яковлев, Этуш, Борисова, Лановой, Гриценко...

В «Белой акации» есть сцена на корабле: одесские моряки, отправившись в рейс, пересекают экватор и по этому случаю решают отпраздновать день Нептуна. О начале этого праздника объявляет актер Павел Любимцев (его голос, записанный как фонограмма, звучит из радиорубки). После этого в зал вбегают матросы с клизмами в руках и брызгают в публику. На премьере Павел Любимцев (кстати, он преподавал на этом курсе) сидел в зале. Но один из недавних выпускников то ли от волнения, то ли от радости водяную струю направил Любимцеву прямо в лицо

Виктор Борзенко, Новые известия, 7 октября 2008 года

Интересные факты

Фильм Владимира Иванова и Валерия Бунина - вторая по счету экранизация оперетты Исаака Дунаевского "Белая акация". Первая была осуществлена режиссёром Георгием Натансоном в 1957 году по спектаклю Одесского театра музыкальной комедии режиссёра Изакина Гриншпуна.

Фото из фильма

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.