Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Дмитриев Игорь_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Игоря Дмитриева

Фильмография:

1940 Голос Тараса
1949 Академик Иван Павлов
1950 Мусоргский
1956 Она Вас любит
1957-1958 Тихий Дон
1958 Под стук колёс
1958 В дни Октября
1959-1961 Поднятая целина
1962 Чёрная чайка
1963 Кюхля - фильм-спектакль
1963 Каин XVIII
1964 Зайчик
1964 Гамлет
1965 Залп "Авроры"
1967 Пароль не нужен
1967 Операция "Трест"
1967 Николай Бауман
1967 Зелёная карета
1968 Старая, старая сказка
1968 Ошибка Оноре де Бальзака
1968 Бешеные деньги - фильм-спектакль
1968 Последние дни - фильм-спектакль
1969 Старый дом
1970 Ференц Лист. Грёзы любви (СССР, Венгрия)
1970 Узники Бомона
1970 Семья Коцюбинских
1970 Один из нас
1970 Любовь Яровая
1970 Барышня-крестьянка - фильм-спектакль
1971 Прощание с Петербургом
1971 Даурия
1971 Гойя, или Тяжкий путь познания (ГДР, СССР, Болгария, Югославия)
1971 Где вы, рыцари?
1972 Последние дни Помпеи
1972 Длинная дорога в короткий день
1973 Открытая книга
1974 Хождение по мукам
1974 Кто был ничем...
1975 Тот станет всем
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Доверие
1975 Восход над Гангом (СССР, Индия)
1975 Весна двадцать девятого
1976 Туфли с золотыми пряжками
1976 Строговы
1976 Синяя птица (СССР, США)
1977 Собака на сене
1977 Объяснение в любви
1977 Обратная связь
1977 Неоконченный разговор - короткометражный
1977 Как Иванушка–дурачок за чудом ходил
1977 Золотая мина
1977 Это было в Коканде
1978 Ярославна, королева Франции
1978 Уходя – уходи
1978 По улицам комод водили...
1978 Неподвластные метры - короткометражный
1978 Младший научный сотрудник - короткометражный
1978 Летучая мышь
1978-1982 Огненные дороги
1979 Стакан воды
1979 Путешествие в другой город
1979 Приключения принца Флоризеля
1979 Поэма о крыльях
1979 На исходе лета
1979 Голубой карбункул
1979 Шерлок Холмс и доктор Ватсон
1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
1980 Только в мюзик-холле
1980 Овод
1980 Мой папа - идеалист
1980 Копилка
1980 Идеальный муж
1980 И вечный бой... Из жизни Александра Блока
1981 Сильва
1981 Проданный смех
1981 Крепыш
1981 Без видимых причин
1982 Попечители - фильм-спектакль
1982 Покровские ворота
1982 Магистраль
1982 Владивосток, год 1918
1982 Безумный день инженера Баркасова
1983 Магистраль
1983 У опасной черты
1983 Анна Павлова
1984 Убийце - Гонкуровская премия - фильм-спектакль
1984 Сказки старого волшебника
1984 Прохиндиада, или Бег на месте
1984 Осенний подарок фей
1984 Макар-следопыт
1984 Выигрыш одинокого коммерсанта
1985 Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита - фильм-спектакль
1985 Сезон чудес
1985 Русь изначальная
1985 Мужчины есть мужчины
1985 Иван Бабушкин
1986 Счастлив, кто любил...
1986 С днем рождения, или Инкогнито - фильм-спектакль
1986 Красные башмачки
1987 Цирк приехал
1987 Счастливый случай
1987 Сказка про влюблённого маляра
1987 Белое проклятье
1988 Штаны
1988 Цыганский барон
1988 Стукач
1988 Дискжокей
1988 Горы дымят
1988 Голубая роза
1989 Часовщик и курица
1989 Сирано де Бержерак
1989 Светлая личность
1989 Дон Сезар де Базан
1989 А был ли Каротин
1990 Фуфель
1990 Когда святые маршируют
1990 Битва трёх королей (CCCР, Марокко, Испания, Италия)
1991 Чича
1991 И чёрт с нами
1992 Тартюф
1992 Прекрасная незнакомка (Россия, Польша)
1992 Мушкетёры двадцать лет спустя
1992 Исповедь содержанки
1992 Алмазы шаха (Украина)
1993 Сыскное бюро "Феликс"
1993 Аляска Кид (ФРГ, Россия, Польша)
1994 Русский транзит
1994 На кого Бог пошлёт
1994 Колесо любви
1994 Зов предков (Алжир, Узбекистан)
1994 Веселенькая поездка (Россия, Украина)
1996 Возвращение "Броненосца" (Беларусь, Россия)
1997 Звёздная ночь в Камергерском
1998-1999 Улицы разбитых фонарей-2
2000 Романовы. Венценосная семья
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2001 Русская красавица (Италия)
2001 Подари мне лунный свет
2001 Курортный роман
2002 Время любить
2003 Роксолана 3. Владычица империи (Украина)
2003-2004 Бедная Настя
2004 Улицы разбитых фонарей-6
2005 Сумасбродка
2005 Лабиринты разума
2005 Золотой телёнок
2005 Далеко от Сансет бульвара
2006 Знаки любви

ДМИТРИЕВ
Игорь Борисович

29.05.1927, Ленинград – 26.01.2008, Санкт-Петербург

Народный артист РСФСР (1988)
Действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника»
Кавалер ордена Почета (1997)

Знаменитые предки

Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» начинается сценой в салоне Анны Павловны Шерер. Так вот, та самая Анна Павловна и являлась прапрабабушкой народного артиста России Игоря Дмитриева.

Игорь Борисович рассказывал: «Как-то летом в родовом имении Шерер произошла судьбоносная встреча Адама Христиановича, сына Анны Павловны, и дворовой девушки Авдотьи. История умалчивает, где именно это случилось: в поле средь ромашек, в скирде сена под луной или у речки - на эту тему можно лишь фантазировать, но через положенное время родился мальчик. Дворовая девка получила вольную с одним условием: родившийся в грехе младенец останется в семье Шерер. Так решила Анна Павловна, и Авдотья, глотая слезы, согласилась, понимая, что отдает дитя в хорошие руки. Вот таким образом мои корни и уходят в салон Анны Шерер...»

Детство

Игорь Дмитриев воспитывался матерью, дедушками и бабушками. Отца, по его словам, он помнил плохо, поскольку родители разошлись вскоре после его рождения. Правда, Игорь в детстве частенько бывал у родителей отца – своих бабушки и дедушки. И вот с ними то у мальчика сложились замечательные, близкие отношения. Кстати именно бабушка по отцовской линии имела отношение к роду Шерер. Дедушка Петр Артамонович Дмитриев, до революции служил в кавалерии, а после революции продолжил служить уже в советской армии.

Мама Игоря, Елена Ильинична, была балериной, работала в мюзик-холле у знаменитого Касьяна Голейзовского, а также в балете Свердловска и цирке - выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы». Цирк стал для Игоря одним из самых ярких впечатлений детства. «Там мне нравилось все: влажный запах опилок, клетки с хищниками, клоуны-жонглеры, которые, разминаясь перед выходом, подбрасывали булавы и кольца. Мне казалось, что цирковые актеры очень похожи на балетных: все время двигаются, делают батманы, арабески, а в конце представления красиво кланяются», - вспоминает он.

Другим серьезным увлечением Игоря стал театр. К маме часто приходили в гости подруги, которые обсуждали последние новости подмостков. Мальчику было все это очень интересно, и в отсутствие мамы он обожал напяливать какие-то несусветные наряды и представлять себя то Гамлетом, то леди Макбет.

В семь лет Игорь начал выступать в школьной самодеятельности и в Ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский. Тогда мальчик впервые и заявил, что, когда вырастет, станет актером.

А вскоре состоялся дебют юного Игоря Дмитриева в кино. Его первой ролью был польский гимназист в картине В. Файнберга «Голос Тараса». Так в 12 лет Дмитриев впервые услышал на съемочной площадке команду «Мотор!».

Его семью не обошли стороной страшные 1930-е годы. Был арестован отчим Н.М. Баулин, который работал горным инженером в экспедициях «Алтайредмета». Вскоре забрали и маму. К счастью, она просидела только несколько месяцев. А вот отчим из лагерей так и не вернулся.

Война

С началом Великой Отечественной войны семья Игоря эвакуировалась в Пермскую область в поселок Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда Дмитриев ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал и принимал участие в концертах в военных госпиталях перед ранеными.

В 1943 году Игорь Дмитриев узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия, и мальчик отправился на прослушивание. Для экзамена Игорь читал сцены из Лермонтовского «Маскарада» и за Арбенина и, ввиду отсутствия партнерши, за Нину. Приемная комиссия огласила приговор: «Арбенин из тебя никакой, зато Нина - сама чистота и невинность. За Нину принимаем!»

Пермь находилась в пятидесяти километрах от поселка, где проживал Игорь с семьей. Но расстояние не пугало мальчика, и он каждый день отправлялся в студию. Школу к тому времени Игорь бросил, не доучившись в девятом классе, и теперь полностью сосредоточился на театре. В студии он занимался с большим энтузиазмом. А по вечерам юных студийцев нередко занимали в массовках.

Учеба в школе-студии МХАТ

Вскоре Игорь принял окончательное решение поступать в театральный. Успокоив мать, он отправился покорять Москву. Однако это оказалось не так то просто. И первым камнем преткновения стало отсутствие среднего образования. И тут юноша проявил поразительную сообразительность.

Узнав, что в авиационном институте недавно произошел пожар, и все документы сгорели, Игорь отправился в приемную комиссию. Там он поинтересовался судьбой своего аттестата. Естественно, что никаких документов не оказалось. Юноша так правдоподобно изобразил свое отчаяние, что ему поверили и тут же хотели зачислить без экзаменов. Но он заявил, что не хочет больше поступать в их институт, и попросил выдать ему на руки дубликат аттестата.

Получив необходимый документ, Игорь подал заявления сразу в несколько институтов. Во ВГИК и Вахтанговскую школу его не приняли, зато взяли в Малый театр и ГИТИС. Имея за спиной такой тыл, он рискнул поступать еще и в Школу-студию МХАТ, и это ему удалось. Позже Игорь Дмитриев рассказал историю с аттестатом своему педагогу Николаю Хмелеву. Он долго смеялся, а потом серьезно сказал: «Считайте, что сдали второй экзамен по актерскому мастерству».

О своей учебе в школе-студии МХАТ Игорь Борисович рассказывал: «Учеба во мхатовской студии дарила нам, студентам, бесценную возможность общения с великими артистами. Связь с педагогами была очень тесной. Даже архитектурно студия соединялась с театром небольшим переходом, и вечером мы могли видеть на сцене тех, кто преподавал нам утром актерское мастерство. Я застал Художественный театр в самом расцвете: на сцене блистали Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, Тарханов. <…> Мы очень подружились с Михаилом Пуговкиным, с которым обитали в одной комнате в общежитии. Нам с Мишей страшно повезло: обычно в комнатках ютилось по двенадцать человек, а мы жили вдвоем. Впрочем, нашу обитель и комнатой-то назвать было нельзя — крошечный закуток без окна и двери, кроме того, одной из стен служила стенка шкафчика, в который столяры вешали спецодежду: в здании помимо нескольких комнат для иногородних студентов размещались декорационные мастерские. Жили мы, как все студенты, голодно и весело».

Игорь Борисович также рассказывал, что во МХАТе он не только получил образование, но и научился культуре общения. У них даже существовал такой предмет под названием «манеры», который преподавала Елизавета Волконская. Кроме того, педагоги, заботясь о развитии вкуса своих студентов, часто устраивали встречи с великими деятелями культуры. Например, приглашали Анну Ахматову, английского драматурга Пристли, молодого Святослава Рихтера.

Однако, как признавался сам актер, серьезными успехами в школе-студии он не блистал. Одно время он даже был близок к отчислению. Поэтому хотя юноша и был занят во всех дипломных спектаклях Школы-студии, он чувствовал, что ставку на него педагоги не делают и во МХАТ вряд ли возьмут. Надо было думать о своем будущем.

Театр имени В.Ф.Комиссаржевской

В 1948 году Игорь Дмитриев окончил Школу-студию МХАТ и отправился в родной Ленинград, где у него оставалась пустующая квартира, которую бабушка сохраняла всю блокаду. Там Дмитриев поступил в Ленинградский драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской, где проработал до 1967 года.

На сцене этого театра им были сыграны: Антонио («Светите, звезды» И. Микитенко), Чебаков («Женитьба Бальзаминова» А. Островского), Грацианский («Живая вода» по роману Л. Леонова), Вагин («Дети солнца» М. Горького, Якимо («Цимбелин» У. Шекспира), Робинзон («Бесприданница» А. Островского), молодой физик Тулин («Иду на грозу» по роману Д. Гранина) и другие.

Высоко было оценено его исполнение роли Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1965). «Глумов в исполнении И. Дмитриева не просто центральное лицо интриги, - отмечал известный петербургский критик С.В. Владимиров. - Он еще вездесущий, неутомимый режиссер задуманной им комедии, вдохновенный актер, готовый сыграть здесь чуть ли не все роли. Он упивается своим актерством, на наших глазах меняя одну маску за другой».

Первые работы в кино

В 1955 году Игорь Дмитриев, можно сказать, «повторно дебютировал» в кино. Он сыграл главную роль в комедии Самсона Самсонова «За витриной универмага», а спустя год снялся в роли Пыльникова в комедии Семена Деревянского «Она Вас любит».

Вскоре случилась и «судьбоносная роль», которая знаменовала открытие актерского дарования и незаурядный успех Дмитриева. Легендарный кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов пригласил Игоря Дмитриева в картину «Тихий Дон», ставшую одной из лучших экранизаций знаменитого шолоховского романа. Здесь Дмитриеву довелось сыграть молодого Листницкого. Надо сказать, что Сергей Герасимов не признавал дублеров и требовал, чтобы актеры, игравшие казаков, научились уверенно держаться в седле. Так что Дмитриев вместе с другими актерами прошли двухмесячные курсы верховой езды. Они сами седлали лошадей, поили их, чистили. Кроме того, Дмитриев вычитал, что в царские времена будущих офицеров из кадетских и пажеских корпусов заставляли ставить на погоны стаканы с водой и ходить с ними по коридорам, стараясь не расплескать ни капли. Так и он, готовясь к роли, тоже ходил со стаканами воды на плечах, добиваясь лихой военной выправки.

Рассказывая о методах работы Сергея Герасимова, Игорь Дмитриев отмечал, что знаменитый режиссер каждый вечер собирал актеров за столом. На этих посиделках он вместе с труппой просматривал и отбирал дубли, наглядно и подробно объяснял каждому актеру его ошибки или, наоборот, хвалил за удачи. Вот так, например, он разбирал игру Дмитриева: «Игорь, ты вошел к Аксинье в комнату. Она катает белье перед глаженьем, а слева от нее на столе стоит тарелка с оладьями. И что ты делаешь? Входишь - и сразу смотришь на оладьи! Ты голодный, что ли? У Аксиньи же голое плечо - первый взгляд должен падать на плечо!»

Однако, не смотря на весьма удачное начало, в последующее десятилетие Дмитриев был не так уж часто занят в кино. Да доставались ему в основном роли второго плана. Нередко режиссеры стали приглашать его на роли белых офицеров – видимо этому способствовала его внешность и приобретенная выправка. «Белых», сыгранных мною в кино, хватило бы, чтобы сформировать целый батальон», - смеялся Игорь Борисович.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Ларисой Игорь Дмитриев был знаком еще с детства. Они учились в одном классе, и Игорь часто бывал в их доме на канале Грибоедова. Война разметала их по разным городам, а вновь встретились они уже в Москве. Лариса тогда училась в полиграфическом, а Игорь - в Школе-студии МХАТ.

Позже, уже после окончания учебы, им довелось вместе отдыхать в Дагомысе. Игорь Борисович вспоминал: «Как-то днем идем мы с Ларисой мимо тира, и я предложил ей пострелять. Она в шутку спрашивает: «А какой приз я получу, если выбью десять очков из десяти?» Я тут же ляпнул: «Женюсь на тебе!» И что вы думаете? Лариса ни разу не промазала, пришлось жениться!»

Вместе они прожили тридцать лет. У них родился сын Алексей. Впоследствии он закончил отделение восточных языков Ленинградского университета и теперь работает в американской технической компании. Лариса умерла в конце 90-х.

Игорь Борисович признавался: «Эту потерю я остро ощущаю до сих пор, с годами тоска и боль не утихает, а только растет. Сожалею, что уже никогда не смогу сказать, как я ей за все благодарен...»

Актер студии «Ленфильм»

Но вернемся в 1967 год. Тогда Игорь Дмитриев был уволен из театра имени Комиссаржевской, а произошло это так. От своих друзей итальянцев, которые, между прочим, занимали высокие посты в компартии Италии, Дмитриев неожиданно получил приглашение. В то время загранпоездки были в диковинку, и он естественно с радостью воспользовался этим.

Перед отъездом Дмитриев написал директору театра заявление, что на неделю задержится, напомнив, что в спектакле, в котором занят, у него есть дублер. Но директор не пошел ему навстречу и уволил актера «чтобы другим неповадно было нарушать дисциплину». Впоследствии, остыв, он просил Дмитриева вернуться в театр, но тут уже на принцип пошел актер.

Лишившись места в театре, он не остался без работы, и вскоре был приглашен директором «Ленфильма» Ильей Николаевичем Киселевым в Студию киноактера. Однако разлука со сценой стоила Игорю Дмитриеву тяжелого нервного потрясения. Он вспоминал: «В шесть часов вечера, когда театральные актеры всего мира готовились к спектаклям, садились за грим и примеряли костюмы, я не делал ничего. Это было невыносимо, и вскоре я создал свой собственный моноспектакль «Маскарад», в котором играл все роли - и Арбенина, и Нину, и баронессу Штраль, и Звездича. Это давало хоть какую-то возможность общения с публикой. Весь реквизит - белые перчатки, веер, маска Неизвестного - помещался в маленьком чемоданчике. Роль мебели исполняло старинное кресло красного дерева, которое я непременно таскал с собой на представление».

В тот период Игорю Дмитриеву очень помогла жена. Лариса, работая редактором на «Ленфильме», всячески помогала ему, давала все литературные новинки, сценарии, отмечая, что нужно обязательно прочитать. Годы, которые Игорь Дмитриев провел в студии киноактера на «Ленфильме», оказались для него наиболее продуктивными в кино. За это время им было сыграно много интересных, запоминающихся ролей: Давыдов в биографической драме «Ошибка Оноре де Бальзака», князь Витгенштейн в картине «Ференц Лист», граф Федерико в музыкальной комедии «Собака на сене», Хацедоний в историческом фильме «Ярославна, королева Франции», Маркиз Де Торси в фильме «Стакан воды», Франк в фильме-оперетте «Летучая мышь», инспектор в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне и многие другие. В пестром контрастном потоке персонажей, воплощенных Дмитриевым на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, были ученые, сыщики, учителя, наездники, врачи - кого только не было! Характеры большей частью комедийные, иногда откровенно гротескные, изредка драматические, еще реже трагические.

Ему довелось работать с выдающимися кинорежиссерами Григорием Козинцевым, Александром Ивановым, Виктором Трегубовичем, Яном Фридом, Леонидом Быковым, Владимиром Фетиным, Геннадием Полокой, Эмилем Лотяну... Снимаясь порой на трех киностудиях страны одновременно и летая из Москвы в Минск, а оттуда в Ташкент, в перерывах он еще успевал принять участие в гала-концерте Студии киноактера, приступить к репетициям на Ленинградском телевидении, записать передачу на радио, дать шефский концерт, побывать на творческой встрече.

Ян Фрид, у которого Игорь Дмитриев снимался не раз, рассказывая о Игоре Дмитриеве, отмечал: «Ряд фильмов вы, быть может, помните: "Зеленая карета", "Прощание с Петербургом", "Собака на сене", "Летучая мышь", "Сильва"... Во всех этих фильмах снимался Игорь Дмитриев, и во всех был абсолютно разный. Разный не потому, что он менял парики и костюмы. Разный он был по своей внутренней сущности, по умению освоить совершенно разные жанры. В Дюре он показал себя великолепным водевильным артистом. Великого князя Константина в картине "Прощание с Петербургом" он увидел как бы со стороны и сумел не только обнаружить его ханжество, но и подчеркнуть его влюбленность в музыку. По сценарию великий князь очень плохо играет на виолончели, но хочет доказать всем, что он это умеет. Так вот, Игорь Дмитриев недели три занимался виолончелью, для того чтобы "играть" на ней не хуже великого князя. Очень типично для него: он ничего не позволяет себе делать вполсилы!"

Одной из самых заметных работ тех лет стала роль полковника Джеральдина в приключенческом телесериале Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» («Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»). Игорь Борисович рассказывал: «Фильм «Приключения принца Флоризеля» мне особенно дорог общением с Далем. Олег был сложным, замкнутым человеком; в его разговорах постоянно звучала тема приближающейся смерти. Помню, как-то в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в черном цилиндре. Даль печально заметил: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно!» Впрочем, Олег запомнился мне не только фаталистом. Случались у нас на съемках и забавные истории. Как-то снимали мы сцену «восьмеркой»: диалог снимается из-за плеча сначала одного, потом другого актера. Олега уже отсняли и начали меня — из-за его плеча. Я обращаюсь к Флоризелю-Далю: «Принц, я должен отомстить за смерть брата», а Олег при включенной камере тихонько спрашивает: «Игорь Борисович, вы купили кефир на ужин? Когда съемка закончится, нам же жрать будет нечего!» «Стоп! - кричит режиссер, - замечательно!» «Что замечательно? - возмущаюсь я. - Вы не слышали, что он сказал?» «Игорь Борисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз, специально это никогда не сыграть», - лукаво ответил Даль».

Часто имя режиссера или партнера по съемкам для Игоря Дмитриева значили так же много, как и качество сценария. Иногда он соглашался сниматься не столько из-за самой роли, сколько из-за предвкушения радости от общения со своими собратьями по творческому цеху - актерами. С партнерами ему посчастливилось. Он работал с Элиной Быстрицкой, Петром Глебовым, Людмилой Хитяевой, Михаилом Глузским, Павлом Луспекаевым, Ефимом Копеляном, Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым, Иннокентием Смоктуновским, Маргаритой Тереховой. А с Олегом Далем они вместе снялись в нескольких фильмах, помимо уже упомянутого «Приключения принца Флоризеля», они вместе играли в сказках «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и «Старая, старая сказка» и в детективе «Золотая мина».

Однако, несмотря на обилие ролей, наградами Игорь Борисович не был избалован. «Я и не рассчитывал ни на что, - признавался Игорь Борисович. - И, хотя пресса высоко оценивала мои роли, я понимал, что за профессионализм, за труд никогда не попаду в списки награжденных. Оценивалось прежде всего социальное значение роли. В те годы в любом захудалом провинциальном маленьком театрике любой артист, который сыграл Владимира Ильича Ленина, был просто обречен на получение звания, квартиры и добавки жалованья на сто рублей. Он автоматически вступал в партию и тут же избирался членом бюро райкома. А еще очень активно продвигались артисты - члены партии, они получали роли, не всегда соответствующие их дарованию». Да, действительно, актеру, исполнявшему роли белых генералов и иностранных аристократов, рассчитывать на официальные награды не приходилось. Но разве стоят все вместе взятые награды одной – любви и признания зрителей. А вот этим Игорь Борисович никогда обделен не был.

Помимо отечественных актер много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко, Алжира. И здесь повезло с партнерами - Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич, Уго Тоньяцци...

Активно сниматься в кино Игорь Дмитриев продолжал до середины 90-х. В эти годы им были сыграны: маркиз в музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан», Грюневальд в ироническом детективе «А был ли Каротин?», Клеант в комедии «Тартюф» и другие роли.

Вновь в театре

И все же кино не могло заменить Игорю Борисовичу сцену. Наконец в 1984 году он вновь обрел театр, по которому тосковал 17 лет. Тогда главный режиссер Ленинградского академического театра комедии имени Н.П. Акимова Юрий Аксенов, пригласил Дмитриева на роль Чинзанова в пьесе С. Михалкова «Все могут короли». Так началась его «вторая молодость» в театре. «Никогда раньше мне не приходилось слышать или читать о такой парадоксальной истории, которая произошла с Игорем Борисовичем, - рассказывает режиссер Юрий Аксенов. - Актера в чем-то можно уподобить спортсмену. Спортсмен, выбывший из большого спорта на три года, уже обречен в него не возвращаться. А вот возвращение в большой спорт через столько лет - это уже фантастика или чудо. Вот такое чудо совершил Игорь Дмитриев».

Критика отметила, что артист, сыграв роль Чинзанова, продемонстрировал зрелое мастерство, превосходную актерскую технику, блистательное искусство перевоплощения, бурную, неукротимую молодую сценическую энергию. Возвращение Игоря Борисовича на театральную сцену стало заметным событием культурной жизни Ленинграда 1984 года.

Затем он сыграл роль Дирижера («День победы среди войны» И. Гаручавы и П. Хотяновского, 1985), с удовольствием вернулся к А. Островскому (роль Телятева в «Бешеных деньгах», 1986), клоуна Фредди (комедия Р.Тома «Фредди», 1992), более 100 раз прошел на сцене театра спектакль «Ночь в Венеции», где артист играет незадачливого инспектора Марио.

Последние годы

В последние годы актер сотрудничал с санкт-петербургским театром «Русская антреприза» имени А. Миронова и играл в спектакле «Таланты и поклонники» в Большом драматическом театре имени Г. Товстоногова.

В кино Игорь Дмитриев появлялся крайне редко. Тем не менее, зрители могли видеть этого блистательного актера в популярных сериалах «Романовы. Венценосная семья» (Барон Фредерикс) и «Бедная Настя» (Оболенский).

26 января 2008 года Игорь Борисович ушел из жизни…

Игорь BIN

Использованные материалы:
Нина Жаркова, «Игорь Дмитриев: Главное - до конца дней оставаться шалопаем!» («Караван историй» 2000 г);
Ника Александрова, «Потомок той самой Шерер» («Аиф», 2002 г)
Игорь Дмитриев. Биография http://www.biograph.comstar.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.